АрКаДа-Центр                                                               
         АРХИВНОЕ И КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО                                                                                       


         Бесплатная консультация: +7 (499) 938-42-57




СОВЕТСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО



После октября 1917 года наряду с разрушением государственной машины Российской империи было формально ликвидировано и прежнее делопроизводство. Однако такой многокомпонентный системный объект, пронизывающий весь организм государства в силу объективно действующих закономерностей не мог быть подвергнут одномоментному «революционному» воздействию. Советская власть ликвидировала старый чиновничий аппарат и попыталась заменить его представителями рабочих и солдат. Это в свою очередь привело к резкому падению культуры управленческого труда. По инициативе В.И. Ленина органам рабоче-крестьянской инспекции придается функция контроля за работой государственного аппарата и его совершенствования. В соответствии с решениями XII съезда РКП (б) был создан объединенный партийно-государственный орган ЦКК-РКИ, который должен был осуществлять мероприятия по постоянному совершенствованию госаппарата, рационализации техники управления, делопроизводства, счетоводства и отчетности. Основную нагрузку в этой работе нес отдел административной техники ЦКК-РКИ. Роль НК РКИ в совершенствовании делопроизводства всесторонне разработана историками.
Во главе работы по всестороннему совершенствованию аппарата управления появился специальный орган с очень большими полномочиями – наркомат по улучшению деятельности других наркоматов. Другой особенностью, на которую следует обратить внимание, стало использование достижений науки для рационализации управления. Известно, что В.И. Ленин был сторонником учения Тейлора, и именно он выступил за применение тейлоризма в советской практике. Впервые в истории России научный подход был применен к построению системы управления. Заметим также, что тейлоризм поддерживался созданием системы научно-исследовательских организаций и широкой пропагандистской кампанией. В результате в 1920-е годы сложилась система научно- исследовательских, хозрасчетных, ведомственных и общественных организаций, разрабатывающих вопросы научной организации управления на единой методической основе с широким использованием зарубежного опыта.
Центральным научным звеном этой системы стал Государственный институт техники управления (ИТУ). Он был создан в системе НК РКИ СССР в 1926 г. Согласно положению об ИТУ, утвержденному СНК СССР 9 февраля 1926 г. на институт возлагались следующие задачи: научная разработка вопросов техники управления, ее упрощение и механизация путем изучения работы советских учреждений и создания типовых проектов и методик рациональной организации управленческого труда («нормалей», «шаблонов»). Кроме того, институт должен был осуществлять консультационную деятельность и проводить популяризаторскую работу в печати, лекциях, на выставках и т.п.
Деятельность института складывалась из теоретической и практической частей, тесно связанных между собой. Научная работа института выполнялась в кабинетах (теории организации; методики; основных операций; вспомогательных операций; стандартизации) и лабораториях (физиотехнической; механико-аналитической), конструкторском бюро. Структура института была достаточно гибкой и видоизменялась в зависимости от актуальности той или иной задачи, решаемой институтом. Так, впоследствии появился кабинет документации и оборудования.
Практическая рационализаторская работа осуществлялась ИТУ через акционерное общество «Оргстрой», которое использовало научные разработки института и в свою очередь финансировало исследовательские работы ИТУ. Сотрудники ИТУ поставили ряд важных проблем организации управления, теоретические вопросы делопроизводства.
Эти вопросы легли в основу формирования научных направлений исследований и заложили фундамент для развития терминологии делопроизводства, классификации, стандартизации и унификации документов, организации и технологии работы с документами в аппарате управления, организационного проектирования делопроизводственных систем, взаимосвязи делопроизводства и архивного дела. Работа ИТУ сопровождалась активной консультационной деятельностью, проведением выставок достижений науки и практики, созданием комплекса периодических печатных изданий и выпуском обширной литературы, в основном, методического характера.
Несмотря на краткий срок своего существования, ИТУ оставил заметный след в истории рационализации советского госаппарата как научно-методический центр, впервые начавший научные исследования принципов построения аппарата управления и организации его работы.
Как руководящий центр, НК РКИ проводит свою работу через внутриведомственные органы рационализации управления и делопроизводства. Впервые идея о создании в стране сети специальных ведомственных рационализаторских органов была высказана на 1 Всероссийской конференции по научной организации труда и производства в 1921 г. и поддержана Первой Московской инициативной конференцией по нормализации техники управления 1922 г. вторая конференция по научной организации труда (1924 г.) ускорила развитие ведомственных рационализаторских органов. В резолюциях конференции указывалось, что «необходимо стремиться к созданию в составе крупных учреждений постоянных органов рационализации (оргбюро), выделяемых самими учреждениями и ведущих постоянную и длительную работу по их усовершенствованию.
Оргбюро – это рационализаторская структура, создаваемая учреждениями на правах структурного подразделения. В его задачи входили постоянное изучение и рационализация работы учреждения. Иногда рационализаторские учреждения назывались отделами или бюро, однако, разница в наименовании не имела принципиального значения. Коренное отличие оргбюро от других органов рационализации заключалось в том, что оно являлось самостоятельным структурным подразделением учреждения и создавалось для рационализации управления и его процессов. Оргбюро работали в тесном контакте с общественными нотовскими ячейками учреждения, кружками НОТ, ячейками лиги «Время», ячейками содействия по улучшению госаппарата, экономическими комиссиями и производственными совещаниями профсоюзов. НК РКИ СССР поставил задачу создания оргбюро во всех крупных учреждениях и распространения сети рационализаторских органов в отраслях народного хозяйства с тем, чтобы обеспечить совершенствование работы аппарата управления.
Рационализация управления, проводимая в 20-е годы, неизбежно проводила рационализаторов к необходимости совершенствования делопроизводства.
Советская власть отказалась от прежнего законодательства и приступила к формированию правовых основ функционирования государства. Однако, в сфере делопроизводства единого нормативного акта, подобного Генеральному регламенту, создано не было. Отдельные положения декретов советской власти в той или иной степени касались делопроизводства и документации. Так, 24 декабря 1917 г. был издан декрет СНК «О порядке издания приказов или распоряжений». Декрет 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений» внес изменения в бланк письма, введя в него новые названия государства и ведомств, но сохранив неизменную форму письма. Декретом 3 августа 1918 г. запрещалось «употребление печати со старым гербом (двуглавым орлом)», и все учреждения обязывались «обзавестись печатями с новым гербом Советской республики».
Закон о торговых книгах (3 августа 1918 г.) предписал всем частным торговым и торгово-промышленным предприятиям вести журнал и реестр инвентарей. К закону были приложены образцы форм документов, заверений и визирований, которые основаны на дореволюционном опыте.
Декрет 23 января 1919 г. о расчетных операциях установил порядок безденежных расчетов между советскими учреждениями и государственными предприятиями, а также формы документов, при помощи которых эти расчеты производятся: оборотная ассигновка и чек. Характерно, что эти формы документов также перешли из дореволюционного делопроизводства. 4 января 1919 г. В.И. Лениным подписано Положение «О государственной текущей промышленной статистике». К нему также прилагались соответствующие формы и определялся порядок их заполнения.
В связи с созданием советской гербовой печати 6 июля 1922 г. был издан декрет ВЦИК и СНК «О порядке пользования печатями с государственным гербом». В этом ряду можно назвать еще ряд нормативных документов периода 1920-х годов, касающихся отдельных вопросов ведения документации в органах государственного управления, судебных учреждениях и т.п., однако следует признать, что стройной системы законодательства по вопросам делопроизводства в стране после Октябрьской революции разработано не было. С созданием ЦКК-РКИ вопросы регулирования делопроизводства в основном отходят к этому ведомству, т.е. переходят на ведомственный уровень.
Вместе с тем, необходимость совершенствования делопроизводства диктовалось объективными причинами. Формы и методы делопроизводства, сложившиеся до революции, больше не соответствовали новому типу государства, были непригодны для советских учреждений и нуждались в пересмотре. Темпы развития народного хозяйства требовали большей оперативности управления, его динамичности в реакции на быстро меняющуюся в условиях новой экономической политики обстановку. Делопроизводство середины 20-х годов отразило многие пороки действующей системы управления, особенно в центральных органах – наркоматах.
Подобная организация делопроизводства затрудняла документооборот, приводила к снижению оперативности в решении управленческих вопросов. Поэтому под контролем НК РКИ начинается серьезная работа по рационализации делопроизводства. Она развивалась по следующим направлениям: совершенствование организационных форм и методов работы делопроизводственных служб, создание правил и инструкций по делопроизводству; оптимизация документооборота; классификация документов; унификация систем документации.
В процессе рационализации делопроизводства наркоматов и ведомств важная роль отводилась созданию специальных подразделений, занимающихся делопроизводством в аппарате управления. Это канцелярии, секретариаты (внутри них экспедиции, машинописные бюро и т.п.). целью их организации была разумная централизация выполнения однотипных делопроизводственных функций в учреждениях.
Для регламентации делопроизводства создавались правила и инструкции, которые отражали теоретические установки и практические достижения научной организации управленческого труда 1920-х годов и, в основном, строились на основе единой методики, разрабатываемой специалистами НК РКИ СССР и ИТУ.
В 1920-х годах для учреждений разрабатывались централизованная и децентрализованная системы делопроизводства. Выбор типа системы зависел от конкретных условий того или иного учреждения. В то время считалось, что центральное место в делопроизводстве занимает вопрос о регистрации документов, обеспечивающий учет, контроль и справочную работу по документам. Эта операция, как ключевая, была наиболее дорогостоящей, отвлекала значительные силы работников делопроизводства, многократно повторялась. Поэтому в первую очередь рационализаторы обратились к совершенствованию процесса регистрации документов. В основном все свелось к замене журнальной системы регистрации карточными системами: индивидуальной или групповой. При этом обязательно учитывался профиль учреждения, объем документооборота, количество корреспондентов. Эти факторы были определяющими при выборе систем регистрации. По данным ИТУ, в учреждения 1920-х годов, применялись такие системы регистрации документов как: индивидуальная карточная система, групповая карточная система, комбинированная карточная система, комбинированные журналы. Шел поиск оптимальной для данного исторического периода технологии регистрации документов.
Карточные системы регистрации были шагом вперед по сравнению с журнальной системой регистрации, они повысили справочную способность регистратуры и устранили множественность регистрационных инстанций. Ее разновидность – групповая карточная система регистрации – способствовала сокращению массива регистрационных карточек, более тесно увязывала делопроизводство с архивом.
Во второй половине 1920–х годов во многих учреждениях наблюдались попытки полного отказа от регистрации документов. В соответствии с методическими указаниями ИТУ применялась безрегистрационная система делопроизводства, тесно связанная функциональным построением аппарата управления. Безрегистрационная система предусматривала точную классификацию функций учреждения, детальное распределение отдельных вопросов деятельности между ответственными исполнителями, закрепление дел и документов за определенными лицами. В соответствии с классификационным планом входящий документ сразу направлялся заранее определенному исполнителю. Однако безрегистрационная система делопроизводства вскоре выявила отрицательные качества аппарата управления. Почти полное отсутствие контроля исполнения, случаи утери документов, путаница с их пересылкой по инстанциям и другие недостатки доказали невозможность применения безрегистрационной системы делопроизводства при всех ее теоретически положительных характеристиках. Эта система требовала высокой квалификации кадров, четкой организационной структуры госаппарата. В то время эти факторы отсутствовали. Неудача с пропагандой и внедрением безрегистрационной системы делопроизводства повлекла за собой и регрессивные процессы – многие учреждения после ее отмены вернулись к журнальным формам регистрации документов.
Важно отметить, что безрегистрационная система делопроизводства в соединении с функциональной схемой построения аппарата давала возможность в определенной мере создать внутриучрежденческую управляемую систему документации, охватывающую все виды документов, не разделяя их на общее и специальное делопроизводство.
Документы были строго привязаны к функциям и к соответствующим служащим аппарата управления, эти функции исполнявшим. «Администратор системы», имея в руках классификационный план функций и документов, обладал возможностью организовывать, контролировать и управлять всеми документами, циркулировавшими в аппарате управления. В какой-то мере в этой системе можно обнаружить черты современной системы управления документацией.
Наряду с безрегистрационной системой некоторые учреждения обращались и к «дублетной» системе делопроизводства. Однако эта система не нашла распространения, от нее вскоре отказались из-за большого расхода бумаги и возрастания объема документооборота.
Анализ развития делопроизводства на опыте учреждений 1920-х годов показывает, как важно при рационализации учитывать конкретный организационный уровень развития аппарата управления, квалификацию сотрудников, уровень технической оснащенности аппарата. Попытки внедрения новых делопроизводственных систем обречены на неудачу, если они не отвечают внутренним потребностям учреждения и общему уровню развития аппарата управления. Кроме того, в делопроизводстве, как в самой традиционной стороне управленческого процесса, очень важна психологическая подготовка сотрудников к любой реорганизации. Всякое нововведение должно быть обосновано теоретически, неоднократно проверено на практике и только после этого может быть рекомендовано для широкого освоения.
Позитивным результатом усилий ученых и специалистов 20-х годов можно считать разработку ими правил постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР (1928 г.) и проекта «Общих правил документации и документооборота» (1931 г.) . последние правила предполагали введение единой организации делопроизводства для всех учреждений. «Общие правила» явились серьезной попыткой разработать общегосударственные нормы в области работы с документами, однако они так и остались не реализованными из-за закрытия в 1932 г. их разработчика – ИТУ.
Институт был ликвидирован как сторонник буржуазных теорий и пропагандист функционального построения государственного аппарата. Еще раньше был закрыт «Оргстрой». На XVII съезде ВКП(б) было принято решение об упразднении НК РКИ СССР как выполнившего свою историческую миссию. После ликвидации ИТУ в стране не было создано другого организационно-методического центра, который занимался бы научной разработкой вопросов рациональной постановки делопроизводства, а упразднение НК РКИ СССР лишило эту деятельность руководящего органа.
На этом фоне в сфере оперативной документации стали более активно проявлять себя органы управления архивным делом. Известно, что декретом СНК от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела» была сформирована архивная отрасль и образован Единый государственный архивный фонд. В Положении о Центрархиве РСФСР, утвержденном ВЦИК 30 января 1922 г., на него возлагалось «общее руководство постановкой архивной части текущего делопроизводства в правительственных учреждениях РСФСР». Уже к середине 1920-х годов архивистам удалось распространить свое влияние на ведомства и наладить согласованную работу с НК РКИ СССР. Результатом этого взаимодействия стала совместная подготовка с участием ИТУ Правил постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР. Проект Правил был подготовлен в 1924-1025 гг., а издан в 1928 г., правила касались в основном обработки документов и передачи их на хранение.
С этого момента архивные органы начинают играть все более значительную роль в истории делопроизводства. Архивисты 1930-х годов полностью осознавали зависимость и непосредственную связь рациональной организации делопроизводства с задачами архивного дела.
Актуальность вопросов делопроизводства остро ощущалась специалистами учеными, работниками госаппарата. Перед самой Великой Отечественной войной в 1941 г. было проведено первое межотраслевое совещание по оргтехнике, на котором при рассмотрении проблем механизации управленческого труда высветилось тревожное положение дел в области делопроизводства. Совещание наметило уникальную по своей глубине и комплексности программу по улучшению ситуации, которая, к сожалению, не была реализована.
Тем не менее, архивные органы последовательно продолжали усиливать свое влияние на делопроизводство. Постановлением Совнаркома СССР от 29 марта 1941 г. № 723 на архивные органы были возложены такие задачи: разработка инструкций по постановке документальной части текущего делопроизводства в учреждениях, организациях и предприятиях; наблюдение за ведением документальной части делопроизводства; охрана документальных материалов в текущем делопроизводстве; решение вопросов о политической, практической и научной ценности всех (общих, секретных, технических и т.п.) материалов Государственного архивного фонда (ГАФ), в том числе и образующихся в текущем делопроизводстве и установление сроков хранения этих материалов. Для этого Положения о ГАФ СССР характерно нормативное закрепление термина «документальная часть текущего делопроизводства», который должен был определить границы ответственности архивных органов за документацию в действующих учреждениях.
В дальнейшем архивными органами была предпринята попытка создания единого нормативного документа, регламентирующего делопроизводство и учитывающего интересы как самих учреждений, так и архивной службы. Такой проект был подготовлен в 1943 г. и называется «Инструкция по постановке документальной части и охране документальных материалов текущего делопроизводства в народных комиссариатах и других учреждениях, организациях и предприятиях Союза ССР». В условиях Великой Отечественной войны проект не был принят, однако он представляет большой интерес как свидетельство представлений о рациональной организации делопроизводства и задачах архивных органов в этой области.
В проекте архивные органы наделялись довольно большими полномочиями: они должны были утверждать инструкции по делопроизводству учреждений, совместно с их руководителями наблюдать за соблюдением «типовой» инструкции. Проект инструкции 1943 г. продолжил принципиальную линию нотовцев 1920-х гг. на создание единой инструкции по делопроизводству. В нем сделан шаг вперед, поскольку в проекте объединялись требования к документам с требованиями к их организации; в инструкции была сделана попытка установить замкнутую централизованную систему ответственности за состояние делопроизводства в отраслях. Вместе с тем, значительная часть проекта была посвящена вопросам, связанным с архивным хранением документов и направлена на комплектование архивов полноценными материалами.
Отсюда следует, что архивные органы, оказавшись преемниками органов РКИ в деле рационализации и упорядочения делопроизводства, несколько изменили основное направление рационализации. Если НК РКИ рассматривает совершенствование делопроизводства как средство повышения эффективности управления, то архивисты смотрели на него с историко-архивоведческих позиций, как на средство, помогающее комплектовать архивы качественными документальными комплексами.
При таком подходе не затрагивались вопросы документообразования, документ воспринимался кА уже сформированный объект, с которым и производятся делопроизводственные действия (документальная часть делопроизводства).
Таким образом, постепенный переход делопроизводства в ведение архивных органов привел к смещению акцентов в развитии делопроизводства в период 30-50 –х годов с его рационализации в интересах более эффективного управления на задачи сохранения в установленном порядке документов учреждений, организаций и предприятий.
В конце 50-х годов роль архивных органов в совершенствовании делопроизводства усилилась. Этому способствовало «Положение о государственном архивном фонде Союза ССР» 1958 г., которое вместо функции «наблюдения» предоставило архивным органам право контроля за документальной частью текущего делопроизводства. С этого момента архивные органы активно встают во главе рационализации делопроизводства. Однако объем полномочий архивных органов не был четко обозначен. В 1958 г. группа работников ГАУ СССР, занимавшаяся делопроизводством, пришла к выводу, что право контроля архивных учреждений должно распространяться на все делопроизводственные процессы – от момента возникновения документа до передачи его на хранение в архив. Однако на рубеже 1950-1960-х годов архивные учреждения еще не были готовы освоить такие широкие функции.
В этот период времени на повестку дня выдвигается проблема создания единого норматива, упорядочивающего работу с управленческой документацией в стране, что было обусловлено как состоянием делопроизводства, так и начавшейся работой по механизации управленческих работ.
Решение о разработке ЕГСД было принято Советом Министров СССР в Постановлении о дальнейшем развитии механизации учетных, проектно-конструкторских и инженерно-технических работ (1959 г.). Однако ГАУ СССР не был назван в числе разработчиков системы, хотя архивисты уже накопили достаточный опыт и выполнили несколько серьезных работ в этой области.
Сначала ими была подготовлена «Примерная инструкция о делопроизводстве в совнархозах, министерствах и ведомствах РСФСР, советах министров автономных республик, исполнительных комитетах местных Советах депутатов трудящихся», вобравшая в себя весь положительный опыт организации делопроизводства, достигнутый к этому времени. В 1963 г. Главархивом СССР был создан первый общесоюзный нормативный документ, касающийся делопроизводства – «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР».
В том же 1963 г. в постановлении Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» записано поручение о разработке Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД) в целях регулирования и координации общих сторон документного хозяйства страны на базе применения новой техники. Разработчиками были названы Государственный комитет Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной паты, ЦСУ СССР, Главное архивное управление при Совете Министров СССР, Государственный комитет по приборостроению, средствам автоматизации и системам управления. С этого момента архивисты оказались непосредственно включенными в работу, которую пытались сделать в течение нескольких лет другие ведомства.
Реальной основой для подготовки ЕГСД стали: накопленный опыт, активизация научных исследований, развертывание подготовки кадров в историко-архивном институте по документоведению и организации делопроизводства.
Практическая работа по созданию системы началась лишь в 1966 г., когда эта проблема была включена в пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 гг. Головным разработчиком системы стал созданный в 1966 г. в системе Главного архивного управления СССР Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела. В сентябре 1973 г. основные положения ЕГСД были утверждены Государственным комитетом Совмина СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам и ведомствам для использования их в практике работы для рациональной постановки делопроизводства.
ЕГСД представляла собой научно-упорядоченный комплекс правил, нормативов и рекомендаций по ведению делопроизводства, начиная с момента поступления или создания документов по передачи их в архив. В ЕГСД также излагались требования к службам делопроизводства в учреждениях и порядок их работы. Положения ЕГСД дополнялись Унифицированной системой организационно-распорядительной документации и подкреплялись соответствующими ГОСТами.
Однако ЕГСД была рассчитана в основном на ручные методы работы с документами, хотя и содержала специальный раздел «Механизация делопроизводственных процессов». Кроме этого, ЕГСД касались только организационно-распорядительной документации, оставляя за пределами своего влияния остальные системы документации (за исключением подготовки их к архивному хранению). Таким образом, ЕГСД распространялась лишь на часть, хотя и важную, всей документации, образующейся в деятельности аппарата управления. Узкое понимание делопроизводственной деятельности как работы с организационно-распорядительной документацией нанесло вред идее создания единой документальной инфраструктуры в аппарате управления. Очевидно, что и техническая база для достижения такой цели была тогда явно неудовлетворительной.
По своей сути ЕГСД содержала в себе две противоречивые идеи: 1) ЕГСД – чисто делопроизводственный документ, не затрагивающий связь документации с управленческими процессами; 2) ЕГСД – содержит новое толкование делопроизводства, которое включает в себя вопросы документирования работы управленческого аппарата, и предусматривает участие в нем руководителей, специалистов и технических исполнителей.
Данное противоречие в определенной степени негативно сказывалось на практическом применении положений ЕГСД, в особенности при решении вопросов организационного построения делопроизводственных служб. Появление в ЕГСД этого противоречия можно объяснить влиянием научно-технического прогресса, информатики и накоплением научного потенциала, в том числе, связанного с изучением зарубежного опыта. Не случайно в середине 70-х годов зарождается новое понятие – документационное обеспечение управления, с которым ученые связывали развитие представлений о делопроизводстве в условиях научно-технической революции.
Возникло понимание того факта, что делопроизводство в его классическом виде не в состоянии обеспечить современное управление необходимой информацией, сконцентрированной в управленческих документах. Поэтому ученые-документоведы в этот период времени упорно ставят вопрос о распространении сферы делопроизводства на всю документацию учреждений, в ЕГСД находят отражение вопросы документирования управления и построения информационно-поисковой системы учреждения, а УСОРД прямо связывает управленческие функции с обслуживающей их документацией. Очевидно, что такого рода деятельность уже выходит за рамки собственно делопроизводства и появление термина «документационное обеспечение управления» как более широкого и системного в большей степени соответствует духу времени и достигнутому уровню документоведения.
В научном плане ЕГСД имела и негативное значение: она нормативно закрепила разобщенность документальных систем и наличие несовместимых правил работы с документами различного функционального назначения». Не случайно практически сразу ЕГСД была подкреплена созданием унифицированных систем документации.
Проблемой стало также и то, что ЕГСД не имела статуса общегосударственного норматива, она была лишь рекомендована к использованию специальным решение Госкомитета СССР по науке и технике. Остается только предполагать, каким был бы эффект ЕГСДЮ если бы она была выполнена в соответствии с первоначальной идеей о вовлечении в число ее разработчиков Госплана, Госкомстата, Госкомтруда и Главархива СССР. Вряд ли в этом случае предел ее компетенции был определен только организационно-распорядительной документацией, а характер действия остался лишь как рекомендательный.
Тем не менее, ЕГСД сыграла значительную роль в деле упорядочения работы с документами и в оптимизации документационных процессов в масштабе страны. На базе ЕГСД практически во всех республиках СССР были утверждены республиканские инструкции по делопроизводству, что позволило вывести основные положения ЕГСД на всесоюзный уровень.
В 1980 г. было принято новое Положение о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР, которое значительно расширило полномочия архивных органов в сфере делопроизводства и возложило на них следующие задачи: организационно-методическое руководство организацией документов в делопроизводстве; внедрение, развитие и совершенствование ЕГСД и УСОРД, научное и методическое руководство их применением; разработка и утверждение обязательных для исполнения всеми организациями правил по вопросам организации документов в делопроизводстве; правила и учебные программы по вопросам организации документов в делопроизводстве для министерств и ведомств утверждаются только по согласованию с Главархивом СССР.
Таким образом, государственная архивная служба получила возможность реально управлять качеством создаваемых в организациях документов.
Значительным вкладом в совершенствование документационного обеспечения управления 70-80-х годов следует считать разработку унифицированных систем документации (УСД), восемь из которых действуют и сейчас, а также создание классификаторов технико-экономической и социальной информации. В основу создания УСД положен метод унификации документов, обслуживающих однотипные управленческие функции и задачи. Классификаторы позволяют поддерживать Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ), что важно для повышения эффективности интегрированной обработки данных автоматизированных информационных систем.
На развитие отечественного делопроизводства в 80-е годы огромное влияние оказала проводимая работа по внедрению автоматизированных систем управления и общая тенденция информатизации страны.
Таким образом, следует отметить, что в 70-80-е гг. делопроизводство адекватно реагировало на запросы управленческой системы бюрократического типа на базе единых методических, организационных и технологических принципов. В результате в системе государственного управления была создана единая основа организации документопотоков, которая обеспечила в общегосударственном масштабе документирование подготовки, принятия и реализации решений, а также регулирование сроков хранения документов в зависимости от их практического и научно-исторического значения.
В целом советский этап развития делопроизводства, в особенности периоды 20-х годов и 70-80-х годов, следует оценить позитивно. Если начальный период был отмечен активным проникновением науки в сферу делопроизводства, то на заключительном этапе советского периода наряду с научным обеспечением можно говорить о создании общегосударственной системы делопроизводства, успешно реализованной на практике, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и знаменующей переход делопроизводства к более высокой стадии его развития – документационному обеспечению управления.


         Бесплатная консультация: +7 (499) 938-42-57