АрКаДа-Центр                                                               (495)768-17-99
         АРХИВНОЕ И КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО                                                                                       +7(916)524-77-54


         Бесплатная консультация: +7 (499) 938-42-57



   И. Соколова

Эволюция термина «документ»


   Документы используются в различных областях человеческой деятельности и сферах жизни.
История документа является одной из интереснейших тем документоведения и недостаточно изучена. В истории документа можно выявить истоки многих сегодняшних проблем управления документацией в организации.
Среди главных характеристик процесса преобразования документа можно назвать причины возникновения и сохранения форм, изменение удельного веса, влияние новых технологий на документ и т.д.
Документы сопровождают человека с момента возникновения письменности. Формирование общественных потребностей, влияние особенностей языка отразились на становлении документа.
Основные функции документа связаны с процессом фиксации информации с последующей передачей её во времени и пространстве: учет, подсчет, команды, запись информации в целях ее сохранения и распространения. Реализация данных функций привела к появлению графической документации (карты, чертежи), медицинской, бухгалтерской и других видов документации.
Следовательно, документы и документация возникают в связи с общественными потребностями человека и задачами.
К сожалению, до настоящего времени не выработано четкого и однозначного термина «документ».
По моему мнению, решение задачи поиска смыслового значения термина «документ» возможно только на основе сравнительного анализа разных подходов к определению документа.
Рассмотрим толкование понятия «документ» разными дисциплинами.
В документалистике дано самое широкое понятие документа – любой материальный носитель с закрепленной информацией на любом языке и любым способом.
В документоведении документ – средство закрепления информации различным способом на специальном материале о фактах, событиях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.
В источниковедении документ – объект, специально предназначенный для передачи информации.
Если документоведение ставит своей первоочередной задачей улучшение качества документа как инструмента управления и в связи с этим изучает его функции и роль в историческом развитии, то другие научные дисциплины рассматривают документ как носитель информации о прошлом или современности.
В архивоведении употребляется термин «архивный документ» - документ, хранящийся в архиве (ретроспективная архивная информация, устаревшие опубликованные документы).
В правовой науке документы являются средством документирования и доказательства правовых отношений.
Историческая наука определяет документ как важный исторический источник.
Документалистика считает документом любую фиксированную информацию.
В области управления документ рассматривается как средство фиксации и передачи управленческих решений.
Понятия «документ», «документация» в своем развитии претерпели существенные изменения. Изначально латинское doceo означало «учу», «извещаю». Позднее производная форма documentum, означающая «доказательство», «свидетельство», надолго утвердилась во многих сферах научной и практической деятельности.
В русском языке понятие «документ» появилось в XVIII в. Петр I перевел его как «письменное свидетельство», подчеркнув тем самым правовое значение документа. В XIX в. Выделяется новый аспект: значение документа в управлении. Документом считается информация, зафиксированная по форме и предназначенная для осуществления процесса управления. Понятие документа как письменного источника, имеющего юридическую силу, сохранилось и в XX в. Однако в нормативных актах дореволюционной России термин «документ» почти не употреблялся. В практике учреждений это понятие отождествлялось с понятиями «деловая бумага», «акт», «дело». Эта тенденция «деловой бумаги» сохраняется до 20-х гг. XX в. Постепенно термин «деловая бумага» заменяется «служебным документом». В Постановлении ЦИК и СНК от 7 июля 1932 года говорится о правилах хранения «служебных документов». В «Толковом словаре русского языка» 1934 года документом называется «письменное удостоверение, свидетельствующее о личности предъявителя».
Из вышеприведенных определений можно выделить две составляющие документа:
1. Информационную
2. Правовую
Информационный документ – документ, зафиксировавший информацию, передаваемую во времени и на расстоянии.
Правовой документ – документ, служащий доказательством достоверности информации и предоставляющий одну из форм выражения права.
В «Кратком словаре архивной терминологии» в определение «документ» заложено понятие об информации как объекте описания: «Документ – результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звукозаписи или другим способом на специальном материале (папирусе, пергаменте, бумаге, фотопленке и др.)». Хотя термины «информация» и «носитель» в этом определении отсутствуют, но они раскрываются в дефиниции через их характеристики.
ГОСТ 16487-70 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (М., 1971) вносит изменения в термин «документ»: «документ – средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека». В этом определении дано развернутое понятие информации:
1. Документ является результатом сознательной человеческой деятельности. Закрепление информации выполняется при прямом участии человека в создании документа, или при косвенном участии, когда информация закрепляется техническими средствами, созданными человеком.
2. Информация, закрепленная сознательно, не может быть выражена без слов или каких-либо знаков и символов, т.к. она является мысленным отображением действительности.
В «Словаре современной архивной терминологии социалистических стран» внесены коррективы в предыдущее определение термина «документ»: «Документ – результат закрепления информации о предметах объективной деятельности и о мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, фотографии, звукозаписи или другим способом на любом носителе». В данном определении понятие «информации» как несущее основную, смысловую нагрузку, осталось в логико-семантической связи в составе словосочетания «результат закрепления информации». Понятие «носитель», на котором закреплена информация, придает дефиниции законченный вид.
В ГОСТе 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (М., 1983), в определение термина «документ» внесены поправки: «Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для передачи ее во времени и в пространстве». Словарная конструкция «материальный объект с информацией» дополняет и уточняет семантическое значении термина.
В начале 70-х годов в архивоведении вводится понятие «документная информация», которое наиболее точно отражает все виды документной информации, в том числе и архивной: «под документной информацией следует понимать социальную (то есть на уровне человеческого мышления создаваемую) информацию, или переработанные на этом уровне (могущие быть переработанными) виды и формы биологической информации, информации неживой и искусственной природы – зафиксированные на материальных носителях с целью переработки и хранения».
Таким образом, в ходе анализа определения «документ», можно выделить три основных подхода к данному термину:
1. документ – материальный объект
2. документ – носитель информации
3. документ – документированная информация.
С точки зрения документоведения обозначение «документа» считается материальный объект с зафиксированной на нем информации в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Такой подход к документу описал Поль Отле в «Трактате о документации». В СССР сторонниками данного термина стали специалисты по информатике, которые в 60-е годы дали ряд дефиниций документа. В данном случае речь идет об информационных процессах, о передаче информации от одного субъекта другому. Впервые в кратком словаре архивной терминологии и ГОСТе 16487-70, в понятии «документ» обозначена замена словосочетания «материальный объект» на «материальный носитель», «носитель», «специальный материал». В последнее время в определении документа происходит перенос смысловой нагрузки с материальной составляющей на информационную. Законодательным путем введено в практику понятие «документированная информация (документ)». «В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация «закрепляется» на материальном носителе или даже «привязывается» к нему и тем самым, обособляется от создателя информации… документированная информация… есть объект материальный, а это дает основание при определенных условиях относить её к категории вещей и распространять на нее институт права вещной собственности».
Таким образом, основу понятия «документ» составляют три основных компонента:
- информация
- материальный носитель информации
- фиксация информации с возможностью ее идентификации через реквизиты.
Возможность понятия «идентификации» зафиксированной информации отличает документ от других носителей информации, является особенно важным с точки зрения его применения в управлении и архивном деле.
Таким образом, в результате эволюции, понятие документа приходит к его современному, закрепленному в ГОСТ Р 51141-98 официальному толкованию: «документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».